Гаишник останавливает автомобиль. Опускается окно, водитель заискивающе улыбаясь: "Здравия желаю, товарищ капитан! Вот пожалуйста права, техпаспорт, доверенность, страховочка само собой, все как положено, как надо..." С заднего сиденья детский голос: "Папа, а где козлы?"
18 мая 1916 года был утвержден устав «Товарищества на паях автомобильного Московского общества». Автомобильный завод АМО ("Автомобильное московское общество) был основан торговым домом «Кузнецов, Рябушинские и К» 2 августа (20 июля по старому стилю) 1916 года. На заводе планировалось развернуть производство лицензионного 1,5-тонного грузовика «ФИАТ-15 Ter» образца 1915 года, но планам помешала разруха и национализация после Великой октябрьской социалистической революции. 15 августа 1918 г. АМО был национализирован под предлогом срыва Рябушинскими условий контракта с Военным ведомством. К тому времени завод успел собрать из итальянских сборочных комплектов 1317 грузовиков, из которых 432 ед. в 1917 г., 779 ед. — в 1918 г. и 106 ед. — в 1919 г.
В 1919—1923 гг. завод занимался ремонтом грузовиков иностранных марок и налаживал производство моторов. Наиболее массовой восстанавливаемой (фактически заново) моделью в этот период был американский 3-тонный грузовик «Уайт», который АМО выпустил в количестве 131 ед. Этот грузовик даже хотели запускать в производство, но предпочтение было всё же отдано более лёгкому «ФИАТ-15 Ter», на который имелась вся конструкторская документация.
Предприятие продолжало восстанавливаться после разрухи и 1 ноября 1924 г. полностью самостоятельно собрало первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15. 7 ноября колонна из десяти автомобилей прошла в параде по Красной площади. Через неделю после парада несколько грузовиков АМО-Ф-15 с успехом участвовали в автопробеге по центральной России, чем подтвердили достаточный уровень качества продукции АМО. После этого капвложения в дальнейшее развитие предприятия увеличились. Совершенствовалась и конструкция АМО-Ф-15, который пережил за свой относительно недолгий производственный цикл на АМО три модернизации.
В 1925 г. завод АМО переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 г. директором был назначен И. А. Лихачёв. Производство постепенно возрастало, и к 1931 году было сделано 6971 экз. АМО-Ф15 из которых 2590 ед. было произведено в 1929/30 хозяйственном году. Однако масштабы стапельного производства были совершенно неудовлетворительными для страны, разворачивавшей индустриализацию. Поэтому в 1930 для выпуска на АМО была закуплена лицензия на американский грузовик «Аутокар-5С» (Autocar-5S). Собранный из американских комплектов грузовик назывался АМО-2.
В 1931 году завод был переименован в Завод им. Сталина (ЗИС). После доработок и локализации, а так-же запуска конвейера (первого в СССР) АМО-2 был переименован в АМО-3, а мощность его мотора была увеличена по сравнению с ранним образцом с 54 до 72 л.с. После модернизации в 1933 году грузовик был переименован в ЗИС-5. В 1934 году, после завершения коренной реконструкции предприятия (до 100 000 автомобилей в год) этот легендарный в будущем грузовик пошёл в массовую серию. Суточный объём выпуска ЗИС-5 превысил 60 автомобилей. На базе ЗИС-5 были созданы 25 моделей и модификаций из которых 19 пошли в серию.
В 1936 году был запущен конвейер первого отечественного семиместного лимузина ЗИС-101. Автомобиль построили на основе американского легкового авто «Buick».
В период Великой Отечественной Войны завод был готов к уничтожению. Он прекратил свою работу. Было эвакуировано огромное количество людей и техники. После успешного наступления Красной Армии в Подмосковье ЗИС начал постепенно возобновлять свою работу. С июня 1942 года завод начал производство военных грузовиков ЗИС-5В и полугусеничных тягачей ЗИС-22 и ЗИС-42. Помимо этого на заводе собиралось различное вооружение. Стоит отметить, что эвакуированные в 1941 году люди и оборудование стали основой таких заводов, как Ульяновский АЗ, Уральский АЗ и других.
В 1946 году была проведена третья реконструкция ЗИС, предназначенная для постановки на производство первой послевоенной продукции. После смерти в 1956 году И.А. Лихачева завод переименовывается в его честь.
В период с 1957 года по 1967 год завод собрал такие автомобили, как ЗИЛ-158, ЗИЛ-164-ЗИЛ-164А, трехосный полноприводный ЗИЛ-157, лимузин ЗИЛ-111, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и другие.
В 1971 году завод стал Производственным Объединением (ПО ЗИЛ). В его состав вошли 17 заводов страны.
В 1974 году был выпущен миллионный ЗИЛ-130. В этом же году ЗИЛ начал выпуск трехосных автомобилей ЗИЛ-133Г1, грузоподъемность которых составляла 8 тонн. Позднее была создана модель ЗИЛ-133Г2 грузоподъемностью в 8 тонн. В 1979 году началось производство автомобиля ЗИЛ-133Г2, оснащенный дизельным силовым агрегатом.
В 1982 году была снова проведена реконструкция, совпавшая с тяжелыми изменениями в экономике страны.
В 1984 году создан первый автомобиль, имеющий модернизированный передний привод. Он был назван ЗИЛ-431410.
Распад СССР повлиял на судьбу завода: были потеряны важные связи, прекратилось поступление военных заказов и была изменена политика работы ЗИЛ. В 1992 году ПО ЗИЛ был преобразован в Открытое Акционерное Московское Общество «Завод имени И.А. Лихачева». В те годы на автомобильном рынке требовали грузовики грузоподъемностью не более трех тонн, поэтому в 1992 году завод создал новый трехтонный малотоннажный автомобиль ЗИЛ-5301 «Бычок».